Как снег влияет на конструкцию крыши?

Хорошая крыша - экономия энергии

Для разнообразных форм и качественного покрытия его стоимость может превышать до 30 процентов от общей стоимости инвестиций. Поэтому очень важно правильно спроектировать конструкцию стропильной кровли и сделать ее прочной и конструктивной. На строительных форумах гудят сообщения, основной темой которых являются стоимость строительства крыши и советы о том, что сделать, чтобы быть дешевле. Не стоит беспрекословно подчиняться им, потому что конструкция крыши-сложный и чрезвычайно важный элемент здания. На конструкцию крыши оказывает огромное влияние, так называемая, снежная зона, которая в нашей стране имеет три уровня.

Конструкция стропы

Выбор конструкции фермы зависит от многих факторов-от ширины и длины здания, наклона и количества кровельных участков, размера нагрузок, высоты локтевой стенки, возможности опоры столбами или внутренними стенами. Конструктор конструкций на практике, к сожалению, не влияет на эти факторы. Они обусловлены условиями застройки, которые получил инвестор, видением архитектора, а также идеями и пожеланиями будущего пользователя. Здесь также определяется расположение участка на карте климатических зон, то есть величина нагрузки на крышу снегом и ветром.
Строителю остается проанализировать все данные и выбрать подходящую конструкцию фермы, которая не только оправдает ожидания архитектора и инвестора, но, прежде всего, перенесет все возможные нагрузки и будет при этом экономичной.

Сколько весит снег?

По пальцам одной руки работника лесопилки можно было бы сосчитать людей, которые, не участвуя в процессе проектирования конструкции, понимают, к каким нагрузкам должна быть подготовлена кровельная стяжка. Ну, говоря профессиональным языком, нагрузка на один квадратный метр вертикального броска крыши (утепленная, отделанная сухой штукатуркой, имеющая угол наклона 35 градусов и тяжелое покрытие, и расположенная в 2б зоны снеговой нагрузки, например, в Минске) может составить почти 450 кг. То есть примерно так, что если на проекции крыши в масштабе 1:50 нарисовать квадрат со стороной 2 см, то такой срез крыши может весить 450 кг. Если крыша имеет сложную форму и на ней будут образовываться так называемые снежные корзины, то этот вес увеличится еще на несколько десятков килограммов – в описываемом случае примерно на 100 кг. Образно говоря, вместо черепицы, утепления и снега мы могли бы по всей крыше расставить маленькие автомобили, и это без какого-либо ущерба для конструкции и элементов отделки здания.
Самое большое влияние на эту ношу оказывает здесь снег. Если не считать его, то вместо 450 останется 210 кг! Как видите, разница существенная.

По городам:

  • Брест (I) - 120 кг/м²,
  • Гродно (II) - 140 кг/м²,
  • Минск (III) - 160 кг/м²,
  • Витебск (IV) - 180 кг/м².

Карта зон снеговой нагрузки


Коэффициент формы снеговых нагрузок μ по Еврокоду (для РБ)

Коэффициент μ в Еврокоде называется немного по другому, но его суть такая-же, как и в СНиП. В Еврокоде величина коэффициента для односкатных покрытий принята меньше:

  • от μ = 0,8 при α < 30°
  • до μ = 0 при α > 60°

при этом все промежуточные значения определяют линейной интерполяцией по формуле: μ = 0,8 * (60 - α) / 30
Значение этого коэффициента применимо в случае, когда снег беспрепятственно соскальзывает с покрытия. При наличии на кровле снегоудерживающих заграждений или других элементов кровельных сооружений или когда нижний край ската покрытия заканчивается парапетом, коэффициент формы должен быть не менее 0,8. Остальные условия - такие же, как и в СНиП.

Какие практические выводы можно сделать из этой довольно скучной, хотя и мыслимой теории? Ну, адаптируя готовый проект к вашим потребностям (и, что важно, к местным климатическим и геотехническим условиям), стоит сравнить зону снежной нагрузки, принятую в сложном проекте, с той, в которой мы построим наш дом. Если наша хуже, мы должны абсолютно перепроектировать конструкцию здания-и это не только сама тюрьма, но и те элементы, на которые будет увеличиваться нагрузка. А если мы будем жить в лучшей, более мягкой зоне, можно „похудеть” немного конструкцию, применять покрытия тяжелее, чем это принято в проекте, или сэкономить на самой адаптации и спать спокойно, имея большой запас безопасности над головой.